Конспект урока Музыка 5 класс Урок № 2 Фольклор в музыке русских композиторов
Фольклор в музыке русских композиторов
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— фольклор; сказка; колыбельная;
— понятие «симфоническая миниатюра»;
— тембры музыкальных инструментов.
Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.
Колыбельная песня – древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов.
Челеста – это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание. Название инструмента происходит от итальянского слова «небесный».
Флейта-пикколо – деревянный духовой музыкальный инструмент. Обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.
Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.
1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.
1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010. – 384 с.
2. Сергеева Г. П. Русская музыка в школе. // Г. П. Сергеева, Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – 320 с.
3. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, преданиям. Сказка – это рассказ о вымышленных событиях и приключениях. В сказках герои справляются с любыми трудностями: побеждают злых волшебников, защищают и освобождают от врагов родную землю. В борьбе со злыми силами им помогают добрые люди, животные, растения и разные волшебные предметы.
Сегодня мы познакомимся с русским народным сказанием, записанным Иваном Петровичем Сахаровым.
«В тридевятом царстве у кудесника в сказочных горах живёт, растёт Кикимора. От утра до вечера тешит Кикимору кот Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбели. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё манёшенька, со напёрсточек. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера, свистит, шипит Кикимора с вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядёт кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Кикимора – персонаж русских сказок и мифов. Считалось, что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают различными звуками, досаждают маленьким детям, кидаются различными предметами, роняют и ломают вещи. Активность кикиморы могла даже вынудить хозяев покинуть свой дом.
Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом Кикиморы, который сочинил русский композитор Анатолий Константинович Лядов.
Его отец был дирижёром Мариинского театра. Его мать умерла, когда Анатолию было всего шесть лет. И сцена оперного театра, где работал его отец, часто заменяла ему дом. Мальчиком Лядов участвовал в репетициях, слушал и знал все арии и хоры из опер. Придя домой, он изображал перед зеркалом понравившихся персонажей. В театре прошло детство и отрочество будущего композитора, в музыке он жил, музыкой был занят. В 15 лет Лядов поступил в Петербургскую консерваторию. Он был талантливым и разносторонним человеком: рисовал, сочинял стихи, слыл знатоком театра, музыки, истории, литературы. Учителя говорили о нём: «Он был очень талантлив и при этом умница». В 23 года ещё совсем молодой композитор Анатолий Лядов стал профессором Петербургской консерватории.
Большое влияние на его творчество оказал великий композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Именно он воспитал в Анатолии Константиновиче любовь к русскому фольклору. Народное сказание так заинтересовало Лядова, что портрет Кикиморы сразу лёг в основу симфонической миниатюры. Тема Кикиморы наводит ужас. Композитор рисует ужимки и прыжки Кикиморы. По характеру музыки мы видим злого, страшного персонажа. Мелодия колкая, скачущая, пронзительная. «Стучит, визжит Кикимора, поднимает переполох и хочет напугать всех, чтобы все разбежались. Да, ей кажется, что она торжествует, что её все боятся». И вдруг композитор, как по мановению волшебной палочки, выключает звук: оркестр на несколько мгновений замолкает. Оказывается, никто не испугался Кикимору, да и некого пугать.
Тему Кикиморы исполняет флейта-пикколо. Этот деревянный духовой инструмент обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.
Анатолий Константинович Лядов явился создателем жанра «симфоническая миниатюра». Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.
Ещё один колоритный персонаж – кот Баюн, который качает в колыбельке Кикимору. Музыкальный инструмент английский рожок исполняет тему кота Баюна. Она звучит в жанре колыбельной песни. Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.
Колыбельная песня –древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов. Для создания сказочного образа в произведении композитор использовал тембр инструмента челесты.
Челеста –это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание.
Название инструмента происходит от итальянского слова «небесный». Это один из дополнительных инструментов симфонического оркестра.
В творчестве Лядова есть ещё одна симфоническая миниатюра, рисующая один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора – Бабу-ягу. Желание создать миниатюру возникло после прочтения «Народных сказок» Александра Николаевича Афанасьева и «Народных сказаний» Ивана Петровича Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-яги, наиболее ярко описанный в сказке из сборника «Василиса Прекрасная». Композитора привлекло в нём своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой иронии. «Лядов хотел, чтобы это было и жалкое, и ужасное, и злобное, и полумифическое существо. Композитора удивил момент сказочного полета: «. Баба-яга вышла во двор, свистнула, – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели. ».
Музыка удивительно яркая, красочная, открывается свистящим унисоном деревянных духовых и струнных инструментов. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела. И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем, а затем равномерным, все больше набирающим силу.
Сегодня мы познакомились с новым жанром «симфоническая миниатюра», новыми тембрами музыкальных инструментов, композитором Анатолием Константиновичем Лядовым и с образом Кикиморы в музыке этого композитора.
Примеры заданий из тренировочного модуля
№ 1 . Укажите древнейший жанр вокального фольклора. Выберите правильный ответ: частушки; заклички; колыбельная
Для правильного ответа достаточно вспомнить, в каком жанре написана тема кота Баюна.
Правильный ответ: колыбельная.
№ 2 . Соедините названия музыкальных инструментов и соответствующие их тембрам образы симфонической миниатюры «Кикимора»:
— тема хрустальной колыбельки,
— тема кота Баюна,
На уроке была прослушана симфоническая миниатюра «Кикимора», в которой мы познакомились с новыми тембрами инструментов. Вспомнив их, мы сможем ответить на вопрос.
Правильный ответ: челеста – тема хрустальной колыбельки, английский рожок – тема кота Баюна, флейта-пикколо – тема Кикиморы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Фольклор в музыке русских композиторов
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— фольклор; сказка; колыбельная;
— понятие «симфоническая миниатюра»;
— тембры музыкальных инструментов.
Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.
Колыбельная песня – древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов.
Челеста – это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание. Название инструмента происходит от итальянского слова «небесный».
Флейта-пикколо – деревянный духовой музыкальный инструмент. Обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.
Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.
1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.
1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010. – 384 с.
2. Сергеева Г. П. Русская музыка в школе. // Г. П. Сергеева, Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – 320 с.
3. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, преданиям. Сказка – это рассказ о вымышленных событиях и приключениях. В сказках герои справляются с любыми трудностями: побеждают злых волшебников, защищают и освобождают от врагов родную землю. В борьбе со злыми силами им помогают добрые люди, животные, растения и разные волшебные предметы.
Сегодня мы познакомимся с русским народным сказанием, записанным Иваном Петровичем Сахаровым.
«В тридевятом царстве у кудесника в сказочных горах живёт, растёт Кикимора. От утра до вечера тешит Кикимору кот Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбели. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё манёшенька, со напёрсточек. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера, свистит, шипит Кикимора с вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядёт кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Кикимора – персонаж русских сказок и мифов. Считалось, что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают различными звуками, досаждают маленьким детям, кидаются различными предметами, роняют и ломают вещи. Активность кикиморы могла даже вынудить хозяев покинуть свой дом.
Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом Кикиморы, который сочинил русский композитор Анатолий Константинович Лядов.
Его отец был дирижёром Мариинского театра. Его мать умерла, когда Анатолию было всего шесть лет. И сцена оперного театра, где работал его отец, часто заменяла ему дом. Мальчиком Лядов участвовал в репетициях, слушал и знал все арии и хоры из опер. Придя домой, он изображал перед зеркалом понравившихся персонажей. В театре прошло детство и отрочество будущего композитора, в музыке он жил, музыкой был занят. В 15 лет Лядов поступил в Петербургскую консерваторию. Он был талантливым и разносторонним человеком: рисовал, сочинял стихи, слыл знатоком театра, музыки, истории, литературы. Учителя говорили о нём: «Он был очень талантлив и при этом умница». В 23 года ещё совсем молодой композитор Анатолий Лядов стал профессором Петербургской консерватории.
Большое влияние на его творчество оказал великий композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Именно он воспитал в Анатолии Константиновиче любовь к русскому фольклору. Народное сказание так заинтересовало Лядова, что портрет Кикиморы сразу лёг в основу симфонической миниатюры. Тема Кикиморы наводит ужас. Композитор рисует ужимки и прыжки Кикиморы. По характеру музыки мы видим злого, страшного персонажа. Мелодия колкая, скачущая, пронзительная. «Стучит, визжит Кикимора, поднимает переполох и хочет напугать всех, чтобы все разбежались. Да, ей кажется, что она торжествует, что её все боятся». И вдруг композитор, как по мановению волшебной палочки, выключает звук: оркестр на несколько мгновений замолкает. Оказывается, никто не испугался Кикимору, да и некого пугать.
Тему Кикиморы исполняет флейта-пикколо. Этот деревянный духовой инструмент обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.
Анатолий Константинович Лядов явился создателем жанра «симфоническая миниатюра». Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.
Ещё один колоритный персонаж – кот Баюн, который качает в колыбельке Кикимору. Музыкальный инструмент английский рожок исполняет тему кота Баюна. Она звучит в жанре колыбельной песни. Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.
Колыбельная песня –древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов. Для создания сказочного образа в произведении композитор использовал тембр инструмента челесты.
Челеста –это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание.
Название инструмента происходит от итальянского слова «небесный». Это один из дополнительных инструментов симфонического оркестра.
В творчестве Лядова есть ещё одна симфоническая миниатюра, рисующая один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора – Бабу-ягу. Желание создать миниатюру возникло после прочтения «Народных сказок» Александра Николаевича Афанасьева и «Народных сказаний» Ивана Петровича Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-яги, наиболее ярко описанный в сказке из сборника «Василиса Прекрасная». Композитора привлекло в нём своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой иронии. «Лядов хотел, чтобы это было и жалкое, и ужасное, и злобное, и полумифическое существо. Композитора удивил момент сказочного полета: «. Баба-яга вышла во двор, свистнула, – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели. ».
Музыка удивительно яркая, красочная, открывается свистящим унисоном деревянных духовых и струнных инструментов. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела. И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем, а затем равномерным, все больше набирающим силу.
Сегодня мы познакомились с новым жанром «симфоническая миниатюра», новыми тембрами музыкальных инструментов, композитором Анатолием Константиновичем Лядовым и с образом Кикиморы в музыке этого композитора.
Примеры заданий из тренировочного модуля
№ 1. Укажите древнейший жанр вокального фольклора. Выберите правильный ответ: частушки; заклички; колыбельная
Для правильного ответа достаточно вспомнить, в каком жанре написана тема кота Баюна.
Правильный ответ: колыбельная.
№ 2. Соедините названия музыкальных инструментов и соответствующие их тембрам образы симфонической миниатюры «Кикимора»:
— тема хрустальной колыбельки,
— тема кота Баюна,
На уроке была прослушана симфоническая миниатюра «Кикимора», в которой мы познакомились с новыми тембрами инструментов. Вспомнив их, мы сможем ответить на вопрос.
Правильный ответ: челеста – тема хрустальной колыбельки, английский рожок – тема кота Баюна, флейта-пикколо – тема Кикиморы.
Источник
Музыкальные портреты фольклорных персонажей
Открытый урок по теме: «Музыкальные портреты фольклорных персонажей»
Музыкальное приветствие: «Музыка здравствуй»
Еще раз, здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а насколько далеко и куда мы с вами должны сейчас узнать.
Перед вами на партах лежат белые листы, на которых написаны фразы, вы должны прочитать их и все вместе составить единый рассказ. Итак приступайте!
Ребята читают свой отрывок и передвигаясь по классу ищут продолжение сказки.
Должно получиться : «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Ребята, какой это литературный жанр?
Верно, а про кого, кто главный персонаж?
— Это сказка про Кикимору.
Молодцы, скажите, какие еще персонажи встречаются в этой сказке?
-Кудесник, Кикимора, Кот-баюн.
Ребята, эти персонажи чьи, авторские или народные?
— Это народные персонажи.
Как по-другому называются народные персонажи?
Кто может сказать, что такое фольклор?
— Фольклор – это устное народное творчество, которое передается из уст в уста.
Молодцы, а как мы сейчас прочитали эту сказку? Что мы делали с этими отрывками?
— Мы собирали сказку по частицам.
Молодцы ребята, а как называются те люди, которые скапливают народное творчество.
Вот так ребята, мы на практике теперь услышали и сами поучаствовали как сложно собрать сказку.. В нашем случае это сказка о Кикиморе, которую до наших дней сохранил собиратель фольклорного материала Иван Петрович Сахаров.
Итак, как вы думаете, кто будут главные герои нашего урока?
— Фольклорные персонажи. (напишу на доске, это как шаг к обозначению темы)
Совершенно верно. Давайте вспомним, кому может принадлежать этот музыкальный портрет.
Слушаем отрывок симфонической миниатюры Анатолия Лядова «Кикимора».
Совершенно верно, а кто композитор этого произведения? И к какому музыкальному жанру оно относится?
-Жанр симфоническая миниатюра , которую написал Анатолий Лядов.
Ребята, а кто может объяснить, что такое миниатюра?
— миниатюра , это небольшое музыкальное произведение, может быть написано и для фортепиано, и для симфонического оркестра. По звучанию не превышает 5 минут.
Какая предстала в музыке Кикимора?
— Таинственная, злая, тревожная, скрытая, устрашающая и т.д.
Молодцы, ребята, итак, наш первый персонаж Кикимора, мы увидели ее описание в литературе, в музыке и даже есть ваши рисунки, которые вы уже выполнили, когда мы проходили это музыкальное произведение. Что же у нас сложилось о кикиморе?
— сложился образ (представление) или портрет .
Ребята, какой персонаж еще упоминался в этой сказке?
Давайте послушаем его музыкальный портрет.
На что похожа его тема?
Правильно. А какая по характеру была колыбельная?
Нежная, плавная, убаюкивающая, спокойная.
Ребята, а та какой инструмент был похож голос кота-баюна?
Да, это звучал английский рожок.
А кто может сказать, как называется такой прием, когда кто-то подражает. Например в музыке это симфонический инструмент, а звучит как народный?
Стилизация – подражание, имитация.
Был еще один изобразительный прием в музыке, когда Анатолий Лядов показывал хрустальную колыбельку.
Давайте послушаем этот фрагмент. Какая музыка будет звучать?
Музыка очень нежная, как будто хрустальная.
Это звучит очень необычный инструмент – челеста. Именно она создает такой нежный, сказочный звук.
Итак, ребята, мы с вами услышали музыкальные портреты героев. Посмотрите по сторонам, кто нас окружает, и давай те подумаем, как могла бы звучать тема урока ?
Музыкальные портреты фольклорных персонажей.
Молодцы. Тема готова, значит можем идти дальше и углубляться в наше путешествие, которое уводит нас куда?
Итак, продолжим наше путешествие.
Звучит заставка из телепередачи «в гостях у сказки» ребята начитают водить хоровод.
Ребята, что у нас сейчас получилось?
— Мы водили хоровод.
Хоровод относится к какому виду искусства?
Молодцы. Сейчас я вам загадаю музыкальную загадку, в которой скрывается, как нам уже известно, фольклорный персонаж. Ваша задача, угадать, что это за персонаж, и в каком музыкальном жанре он представлен?
Показываю кусочек видео балета «Жар-птица» Игоря Стравинского.
Что же за музыкальный жанр перед нами и кто этот персонаж?
— Это балет. Персонаж Жар-птица.
Каков был музыкальный портрет Жар-птицы?
— загадочный, причудливый, мерцающий, ритмичный. Полетный
Великий балетмейстер Михаил Фокин (1880—1942) вспоминал: «Не хватало балета из русской жизни или на тему русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх). Все образы народной фантазии уже пошли на сцену. Только образ Жар-птицы остался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица — самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединять различные народные сказки и сочинил по ним балетное либретто».
Нам, ребята, не хватает еще одного музыкального жанра, который ранее особо был популярен в передаче народной мудрости и не потерял актуальности и значимости по сегодняшний день. Как вы думаете, о каком жанре идет сейчас речь?
Конечно же, о песне. У нас есть одна песня, которая рассказывает об одном из фольклорных персонажей.
— песня про Бабу-Ягу.
Распевание и исполнение песни про бабу ягу. (Алена Палей «Баба Яга)
С неба светит луна серебрит дороги
У избушки лесной в чаще у порога.
Бабка наша Яга с ступой и с метлою
Разоделась она хороша собой! Эй!
Сказка ложь, но да в ней намек,
В чудеса поверь!
Детских сказок урок,
Ты прими и верь.
Даже старая яга будет молода
Коли сердце поет и душа жива.
Глаз горит как луна и собралась бабка
Заманить в лес густой Лешего украдкой
Превратилась Яга в девицу лесную
Так красива она, не найти такой! Эй!
Разгулялись они все под полнолунье
И танцует Яга бабушка-шалунья
Что седой старый пень тоже разошелся
По избе колесом лоскутным прошелся
Ребята, а что роднит эту современную песню с фольклорной?
— Наличие распевов, выкрики, типа «Эх».
Итак ребята, давайте подведем итог нашего урока.
Откуда черпают вдохновение для творчества люди?
— из сказок, из фольклора….
Какие фольклорные персонажи сегодня были у нас в гостях?
-Кикимора, Кот-баюн, Жар-птица, Баба-яга.
Молодцы. В каких музыкальных жанрах мы увидели их портреты?
— Симфоническая миниатюра «Кикимора» Анатолия Лядова.
— Балет «Жар-птица» Игорь Стравинский
Как вы думаете, почему фольклорные персонажи до сих пор живут в произведениях искусства?
Источник