Кто такое кот баюн

Краткая биография кота Баюна — самого неоднозначного сказочного героя

Среди всех героев славянской мифологии кот Баюн может считаться самым загадочным. Встречается он в сказках нечасто, известно про него крайне мало и однозначно описать его как отрицательного или положительного героя нельзя. Упоминание этого животного мы можем найти не только в фольклоре, но и у А.С. Пушкина – у классика он гуляет по цепи в Лукоморье и хоть не назван по имени, но легко узнаваем.

Одна из легенд гласит, что кота Баюна создал сам Велес, чтобы защитить свои запасы зерна от обнаглевших мышей. Застав грызуна за порчей продуктов, бог пришел в ярость и бросил в них свою рукавицу. Именно она и превратилась в большого и опасного кота со сложным характером и страстью к уединению.

По преданиям кот Баюн жил в лесах, вдали от людей и не слишком любил гостей. Зверь сидел на железном столбе и когда видел приближающегося путника, начинал мурлыкать и заговаривать его. Усыпив бдительность человека, кот бросался на него, убивал и съедал.

Из-за способности говорить мифического зверя и называли Баюн, от слова «баить» – болтать, разговаривать. Именно отсюда и пошло всем известное слово «убаюкивать» – усыплять, лишать бдительности. Несмотря на опасность, встречи с котом искали специально, ведь он мог излечить от хворей и даже подарить своим мурлыканьем вечную жизнь.

Поэтому кот Баюн был желанной добычей для царей, колдунов и ведьм, которые, чтобы не рисковать, отправляли на его поиски других. Зверь со стальными когтями и клыками издалека видел гостя и заводил свои разговоры за целую версту, поэтому застать его врасплох было нельзя.

В сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» главный герой Андрей-стрелок поймал Баюна благодаря трем железным колпакам. Кот имел привычку запрыгивать на голову своей жертве, но тут ему помешали три слоя металла. Пока зверь рвал когтями колпаки, Андрей сумел схватить его и пленить.

В некоторых сказках кот Баюн упоминается как верный помощник Бабы Яги. Он докладывал старой ведьме новости, а также помогал ей по хозяйству. Несмотря на репутацию хищного колдовского зверя, кот Баюн не был полностью отрицательным персонажем. Герои могли найти с ним общий язык и тогда он становился незаменимым помощником и даже спасителем.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Кот-Баюн – мудрец или людоед из сказок славян?

Славянский фольклор знакомит нас с удивительными персонажами, которые разительно отличаются от героев европейских преданий. Славные богатыри, удивительная нечисть и самые необычные животные – все они представлены живыми и интересными, настоящими личностями. Как мне кажется, особого внимания заслуживает Кот-Баюн, появляющийся как в мифах, так и сказках разных славянских народов.

Его представляли по-разному. Кто-то считает Баюна опасным созданием, кто-то сразу вспоминает слова Александра Сергеевича Пушкина про “кота учёного”. Каким же был Кот-Баюн для наших предков? Что хранят предания о нём? И почему пушистый мурлыка назван именно Баюном?

Тайна имени Кота-Баюна

В славянских мифах, русских волшебных сказках Кот-Баюн появляется достаточно часто. Интересное определение ему даёт сайт “Википедии”. В этом источнике указано, что Баюн – “кот-людоед”, однако это не совсем верно. В преданиях рассказывается, что Кот-Баюн любит испытывать людей.

Он обладает поистине завораживающим голосом. С помощью него огромный мурлыка усыпляет человека, и тот впадает в глубочайший сон. Того, кто покажется Баюну слабаком, он безжалостно убьёт, однако с сильными людьми Кот-Баюн обходится вполне ласково. Если путник сумел противостоять чарам кота, тот способен одарить его или дать ценный совет.

Если вы в первый раз прочитаете сказку о Коте-Баюне ребёнку, наверняка услышите вопрос:: “А почему этот кот – Баюн?”. Действительно, ведь вполне логично было бы назвать его более “кошачьим” именем. Но поскольку происходит наш Баюн из древних мифов и легенд, истоки его имени следует искать в славянских наречиях.

Если дословно перевести со старинного наречия слово “баюн”, получим “говорун, рассказчик”. От себя хочу напомнить о привычном нам слове “убаюкивать”, в котором содержится та де основа. Выходит, что Кот-Баюн – тот, кто умеет красноречиво рассказывать о чём-либо, а при необходимости вполне может усыпить своими сладкими речами.

Баюн часто выступает недоброй силой

Где дом Кота-Баюна?

Где же обитает чудесный зверь? Как рассказывают предания, Кот-Баюн живёт за тридевять земель от нашего мира. Неподалёку от него находится избушка не менее известной Бабы-Яги (я думаю, они с Баюном неплохо ладят).

Кот-Баюн любит сидеть на высоком железном столбе, что стоит посреди мёртвого леса, где нет ни одного живого дерева, зверя или птицы. И здесь снова хочу обратить внимание на символы.

Если в более поздних интерпретациях сказок высокий столб стал лишь частью жуткого образа Баюна, то изначально всё могло быть совсем не так. Известно, что подобные конструкции наши предки устанавливали в честь богов. Быть может, Кот-Баюн некогда был божеством? Или же являлся посредником между миром людей и богов? Ответить на эти вопросы нельзя, но и сам Кот-Баюн совсем не прост.

Читайте также:  Сколько живут простые коты в домашних условиях

В большинстве сказок Кот-Баюн выступает в роли существа, которое необходимо изловить. Конечно, такая задача по плечу далеко не каждому, и часто подобный приказ получает тот, кого хочет сгубить царь-самодур.

Мало кто из героев решается подойти к Баюну, который способен мигом околдовать человека. Сия на своём столбе, он заранее замечает приближение незваного гостя. Кот-Баюн способен оглушить своим громогласным голосом или же мгновенно погрузить путника в сон, мурлыча так, что содрогаются даже деревья.

Встречи героев с Баюном

Однако Баюна нельзя назвать всесильным. В историях об Иване-царевиче есть эпизод с этим котом. Герой сумел изловить его, предварительно надев железную шапку и железные рукавицы. Доставив Кота-Баюна в царский дворец, Иван-царевич превратил смертельно опасного зверя в мудрого помощника.

Упоминается, что, поселившись во дворце, Баюн стал исцелять старого царя от головной боли, рассказывает ему сказки и всевозможные истории. И здесь невольно вспоминаются строки великого А.С.Пушкина о коте учёном: “Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит”. Ведь это как раз упоминание о Баюне.

В сказке “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что” также есть эпизод с участием Кота-Баюна. Оказавшись в тридесятом царстве, Андрей-стрелок ощутил слабость и сонливость. С трудом дошёл он до высокого столба, на котором увидел волшебного кота.

На Андрее было надето целых три колпака, однако это не остановило Баюна. Зверь прыгнул на плечи человеку и принялся разбивать железные колпаки своими могучими лапами. Вовремя спохватился засыпающий стрелок, схватил он железный прут и принялся бить Баюна.

Да только железо быстро сломалось от ударов об огромную спину животного. Тогда Андрей-стрелок достал медный прут, но и его постигла та же участь. На помощь пришёл более гибкий, оловянный прут. Он гнулся, но не ломался. Наконец взмолился Кот-Баюн пощадить его. По требованию своего победителя зверь пошёл с ним и стал верным помощником.

Что примечательно, подобные “адские” коты встречаются и в других мифологиях. Например, исландцы верили в существование Йольского кота, что жил в горах вместе со своей хозяйкой – великаншей-людоедкой. Правда, исландский вариант сказочного кота не столь ярок, как славянский. Он показан зверем, наделённым особыми способностями, но не личностью, как жуткий и великолепный Кот-Баюн.

Одолеть Кота-Баюна удавалось немногим

Кот-Баюн воплощает в себе древние образы, что появились у наших далёких предков. Хищный характер кошек, их непредсказуемость и сила всегда вызывали восхищение. Во все времена они считались магическими животными. В то же время недаром во многих колыбельных упоминается о “котике-коточке”, что мог прийти и убаюкать малыша, подарив ребёнку такой необходимый сон.

Источник

Кто такой Кот Баюн?

Имечко-то это кошачье какое мяконькое: Бааа-юююн… мур-мур, баю-баюшки, баю… Кажется, что котик сказочку-историю рассказывает и ластится, ластится. Добрый такой котеночек, тепленький и пушистенький.

А вот и нет: и не добрый, и не ласковый. В русских сказках кот Баюн – это огромный и свирепый котище-людоед . Его волшебный тихий мурчащий голос усыпляет путников, очаровывает, заманивает, а потом когти его расправляются и вонзаются в спящих. И спасения нет от этих страшных клыков и острых когтей!

Имя кота произошло от слова «баять» — говорить, усыплять, баюкать. Это прозвище стало нарицательным: баюн – значит, хороший рассказчик, говорун, краснобай – за словом в карман не лезет, говорит красиво, складно.

Живет кот Баюн очень далеко за синими морями в тридесятом царстве в густом непроходимом лесу. В этом лесу нет никакой живности: всех съел котяра.

Восседает Баюн на железном столбе. С какой целью он туда забрался, сказки умалчивают. Предположим, что ждет кот доброго молодца, чтобы дать ему бой, а потом съесть. Но в лесу на столбе одному сидеть скучновато, поэтому иногда кот живет в избушке у Бабы-Яги. Да и бабусе в радость.

Молва об опасном коте-сказителе далеко разлетелась по окрестным странам. Находились добрые молодцы то Иван-царевич, а то Андрей-стрелок, которые одевались-снаряжались и в путь собирались, чтобы добыть Баюна и приручить его.

Брали с собой доспехи непростые: обязательно три железных колпака на голову для защиты от гипноза и сильных котовых лап, рукавицы и цепи тоже из железа, чтобы себя уберечь и Баюна приковать.

Сказки всегда кончаются счастливо: свирепый кот был побежден и стал обычным мирным ученым котом. Так попал кот Баюн в Лукоморье. Железные цепи поменяли на золотые для блеска и привлечения туристов, а коту программу составили: вниз пойдешь по цепи – песни пой, наверх – сказку скажи.

Так что, управу на сладкоголосых певунов найти можно легко: главное колпак на голову не забыть, да цепи поближе держать случись что. Такая вот забавная история.

О! Вы дочитали до конца! Благодарим! И как эта статья на Ваш взгляд: в достаточной ли мере она интересна, информативна, познавательна и позитивна? Вам она понравилась? Тогда поддержите нас и подпишитесь на канал, одарите статью лайком и расскажите о ней друзьям в соц. сетях. Мы пишем для Вас!

Читайте также:  Как понять есть ли у кота бешенство или нет

Источник

Кот Баюн

Жил да был большой котище, назывался Кот Баюн —

Кто-то рыщет, кто-то свищет, кто-то честный, кто-то врун,

Ну а он — то враг, то лекарь, то рассказчик, то певец,

То угроза человеку, то почти второй отец.

Кот Баюн, знакомый всем с детства сказочный персонаж, но кем же он был на самом деле? «Идет на лево – песнь заводит, на право – сказку говорит…» — А.С. Пушкин, заимствовал образ ученого кота, из Славянской мифологии, в которой он упоминается вскользь, находится на вторых ролях. И вполне закономерно то, что со временем, его образ несколько исказился, приобрел новые, несвойственные ему черты. Найти его истинный облик, задача не совсем уж и легкая.

Начать стоит, с отношений Славянских народов, к кошачьему племени. С которым у них было связано множество примет, поговорок, пословиц:

— «На мышку – и кошка зверь»;

— «Кот свернулся клубком – к морозу, спит пузом вверх – к теплой погоде, умывается в сторону входной двери – жди гостей»;

— «Жалеть молока – не видать кота»;

— «Кошка лапка мягка – до коготок востер»;

— «Кошка да баба – завсегда в избе, мужик да собака – завсегда во дворе»

Издревле, у всех народов, кошка была спутницей колдунов, чародеев. Мифы приписывают их светящимся в темноте глазам, волшебную силу, а если кошка трехцветная – то она приносит счастье в дом.

Своим появлением на этом свете, кошачье племя, обязано могучему Велесу, который во время своих странствий по Мидгард-земле, остановился переночевать в поле, в стоге сена. В его котомке, вместе с другой нехитрой снедью, был и хлеб. Проснувшись утром, многомудрый бог увидел, что весь его хлеб, сгрызли полевые мыши, а ему оставили одни лишь только крошки. Осерчал тут Велес, и швырнул в мышей свою рукавицу, которая и превратилась в кошку. С тех самых пор и начался кошачий род.

Кот Баюн, обладал волшебным голосом и большими размерами. Он заговаривал проходящих мимо путников сказками и песнями. Его волшебный голос разносился за много верст. А как начинает мурчать, так человека волшебный сон сразу одолевает. Спящий не мог отличить, где явь а где сон, а в это время кот его съедал.

Но есть у кота и другая ипостась, если у кого-то получится подчинить его себе, то его сказы и песни приобретают целебные свойства для слушателя.

В сказе «Пойди туда, не зная куда», автор пишет про Андрея-стрельца, которого во время странствий по тридевятому царству, начала одолевать сон. Тогда надел он на голову три железных колпака, руку – закинул за руку, ногу –а ногой волочил, через силу удержался от того, чтобы не заснуть. Вдруг очутился он возле волшебного столба, на котором сидел Кот Баюн. Кот Баюн тоже заприметил странника, заворчал, зашипел и прыгнул ему на голову.

Первый колпак разорвал, второй колпак – погрыз, и принялся уже было за третий, на Андрей ухватил кота железными клещами, прижал к земле и давай почивать его прутьями. Сначала железным прутом – поломал, потом медным прутом – поломал, оловянным – а тот не ломается, вокруг кота обвивается. Баюн вырывается, сказы сказывает, пытается Андрея усыпить, но стрелец его не слушает. Стало тут коту не в моготу, взмолился он, все что хочешь для тебя сделаю, только отпусти меня. Пойдешь ли ты со мною куда я захочу? Получив утвердительный ответ Андрей перестал бить кота и, они вместе тронулись в путь.

По сказу можно судить о том, что Баюн обладал дюжей силой, но при этом не большими размерами, раз спокойно уместился у Андрея на голове.

Само слово Баюн – означает рассказчик, краснобай, производное от глагола баять, то есть говорить. Обитал кот в тридевятом царстве, на железном столбе в дремучем лесу.

В некоторых сказках, Баюн выступает в роли подельника Бабы-Яги , живет вместе с ней в избушке на курьих ножках и помогает творить ей разные злодейства, а в других – главные герои получали задание, найти и изловить волшебного кота, как правило с той целью, что во время его выполнения они погибнут.

История котов в Славянской мифологии, насчитывает не менее пяти тысяч лет, а это гораздо старше, чем история древнеегипетской культуры, и порой понять, кто в тандеме кошка-человек главный, не представляется возможным, ведь их отношения работают в обе стороны.

Слава Богам и Предкам Наша!

Всем солнца и добра! Понравилась статья? Ставь любо и подписывайся на наш канал.

Источник

Кто такой кот Баюн

Согласно преданиям, Баюн — кот людоед, огромных размеров. Живет он за тридевять земель в тридесятом царстве на границе с Навьим царством. Лес где он обитает безжизнен и пуст. Нет в том лесу никакого зверья, ни птиц, а деревья стоят мертвые. А может он живет в избушке, с Бабой Ягой. В некоторых сказках и такое говорится Сказания приписывают ему волшебный голос, и голос этот слышен за семь верст. Сидя на столбе на перекрестке дорог, он сказками убаюкивает беспечных путников. И если странник не устоял перед голосом волшебного кота, то оканчивал свои дни в желудке Баюна.

Читайте также:  Зачем котам обрезают хвосты

Но ежели смог человек устоять перед чудесным голосом, и одолеть кота, то будет Баюн служить ему верой и правдой. Была большая польза от этого. Сказки кота могли исцелить с такой же легкостью как и вогнать в сон. Но нелегкое это дело, поймать Баюна. В русских народных сказках на поимку кота отправляли человека, от которого надеялись избавиться таким образом. Но сказка на то и сказка, добрый молодец ловил кота и приводил к царю, дабы он излечил царскую хворь.

В простонародье же, кот Баюн не считался совсем злым существом. Его звали рассказать свою сказку младенцу на ночь. А в благодарность, угощали его пирогом, да рюмочкой вина.

Источник

Кто такой кот-баюн в славянском фольклоре и что от него ожидали

Кошки, обожествлялись людьми очень давно. Взять хоть тот же Древний Египет, где одним из главных божеств являлась Баст — женщина с головой кошки и телом человека. Вот и славяне отошли недалеко от кошачьей темы, например, всё также популярны славянский оборотни «Кошколаки». И ещё одним примером божеств из кошачьего царства — выступает кот-баюн. Кто же он: Огромный кот или завтракающая, спящими людьми зверушка.

Славянский фольклор, для меня лично, не очень интересен, но котиков любят все и ещё Александр Сергеевич Пушкин в своём произведении упоминает для нас “кота рассказчика“.

«У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.»

Именно так и переводится слово “Баюн”, а именно — рассказчик и сказитель. Поэт представляет личность кота не менее интересно и живо в своём произведении, и также, как в славянском фольклоре кот взбирается по дереву, ходит по железным и золотым цепям.

Но основная деятельность “котишки” в славянском фольклоре — усыплять человека своим завораживающим мурлыканьем и голосом, нагоняя, очень крепкий сон. В таком случае, по преданиям — слабая личность может стать завтраком или ужином для огромного кота-баюна, но сильную по воле личность кот никогда не тронет. Ну и не зря слово «баюн” нам переводят, как рассказчик, и речи «котейки» усыпляют бдительность, заставляют слушать кота бесконечно долгие часы.

Что представляет из себя кот-баюн: обычно его изображали огромным котом (размеры доподлинно нигде не описаны), который сидит на железном столбе или огромным пне, отсюда он и видит тех, кто приближается к нему. Обитает кот по славянскому фольклору, как и писал Александр Сергеевич Пушкин за тридевять земель, но место жительства постоянно меняется, кто то говорит что он обитает возле дома сказочной бабы-яги а кто-то говорит что он проживает в “мёртвом лесу”, где деревья неживые, и никогда не слышно ни пения птиц, ни жизни животных.

Но путники постоянно наведывались в эти места, так как многие пытались поймать зачарованного кота с огромными железными когтями, и многим богатырям в легендах, сказках приходилось иметь дело с котом баюном, но не зря кот сидит на огромном пне / столбе, где видит приближение каждого спутника, и наводит на гостя морок свои пением. Спутник в результате проваливался в глубокий сон. Но несмотря на усыпляющие способности, славяне наделяли кота исцеляющими свойствами, поэтому многие и пытались его поймать. Так как хозяин кота-баюна сможет исцелить себя от всех хворей и бед с помощью “сказочного сказителя” и его мурлыканья, поэтому кот и был желанным для многих путников, и тех, кто знал местный фольклор.

Но как же появился известный кот — всё начиналось с многим известного славянского Бога Велеса (его считали покровителем сказителей и поэтов). Когда у Бога Велеса мыши поели хлеб — он был очень огорчён и бросил в серых мышей свою перчатку — неожиданно, обратилась рукавица в кота: животное свободолюбивое и неподвластное чужому влиянию. Так и остался жить кот на земле славянской.

Упоминание кота-баюна можно встретить во многих сказках, тот же Пушкин описал его в своём произведении, а также в сказке “Поди туда не знаю куда”

«Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями.

Но несмотря на всё это — славяне считали кота довольно положительным персонажем, и издавна на Руси был такой обычай: оставлять коту-баюну немного угощения на ночь, чтобы тот смог убаюкать озорных детей. Хотя, иногда кот-баюн представлялся в виде спутника бабы-яги — помогал ей, но меж тем, никогда не служил отрицательным персонажем, и в любых произведениях герой мог найти общий язык с необычным антропоморфными зверем, в результате чего его ждала удача.

Естественно, что кота такого никогда и не было, но и здесь мы видим, что хоть иногда славянские народы и побаивались котов, но все равно уважительно относились к ним, как и во многих других странах. Возможно, данная сказка и была придумана с такой целью, как уважительное и почтительное отношение к зверю, который обитает рядом с тобой. А как считаете вы ?

Источник

Кот портал