Кот баюн как писать

Кот Баюн

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). [2] В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве [3] или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей [4] . В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозит неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами. [5]

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: — Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. — А пойдёшь со мной? — Куда хочешь пойду. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.

— «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», русская сказка

Как ни взглянешь на Русь, — вкривь да вкось испокон, На полях вместо ржи — лебеда и вьюн, На иконах — упырь, и с дубинкой — закон, На железном столбе — кот Баюн.

Источник

Кот-Баюн – мудрец или людоед из сказок славян?

Славянский фольклор знакомит нас с удивительными персонажами, которые разительно отличаются от героев европейских преданий. Славные богатыри, удивительная нечисть и самые необычные животные – все они представлены живыми и интересными, настоящими личностями. Как мне кажется, особого внимания заслуживает Кот-Баюн, появляющийся как в мифах, так и сказках разных славянских народов.

Его представляли по-разному. Кто-то считает Баюна опасным созданием, кто-то сразу вспоминает слова Александра Сергеевича Пушкина про “кота учёного”. Каким же был Кот-Баюн для наших предков? Что хранят предания о нём? И почему пушистый мурлыка назван именно Баюном?

Тайна имени Кота-Баюна

В славянских мифах, русских волшебных сказках Кот-Баюн появляется достаточно часто. Интересное определение ему даёт сайт “Википедии”. В этом источнике указано, что Баюн – “кот-людоед”, однако это не совсем верно. В преданиях рассказывается, что Кот-Баюн любит испытывать людей.

Он обладает поистине завораживающим голосом. С помощью него огромный мурлыка усыпляет человека, и тот впадает в глубочайший сон. Того, кто покажется Баюну слабаком, он безжалостно убьёт, однако с сильными людьми Кот-Баюн обходится вполне ласково. Если путник сумел противостоять чарам кота, тот способен одарить его или дать ценный совет.

Если вы в первый раз прочитаете сказку о Коте-Баюне ребёнку, наверняка услышите вопрос:: “А почему этот кот – Баюн?”. Действительно, ведь вполне логично было бы назвать его более “кошачьим” именем. Но поскольку происходит наш Баюн из древних мифов и легенд, истоки его имени следует искать в славянских наречиях.

Если дословно перевести со старинного наречия слово “баюн”, получим “говорун, рассказчик”. От себя хочу напомнить о привычном нам слове “убаюкивать”, в котором содержится та де основа. Выходит, что Кот-Баюн – тот, кто умеет красноречиво рассказывать о чём-либо, а при необходимости вполне может усыпить своими сладкими речами.

Читайте также:  Почему кот ходит по животу

Баюн часто выступает недоброй силой

Где дом Кота-Баюна?

Где же обитает чудесный зверь? Как рассказывают предания, Кот-Баюн живёт за тридевять земель от нашего мира. Неподалёку от него находится избушка не менее известной Бабы-Яги (я думаю, они с Баюном неплохо ладят).

Кот-Баюн любит сидеть на высоком железном столбе, что стоит посреди мёртвого леса, где нет ни одного живого дерева, зверя или птицы. И здесь снова хочу обратить внимание на символы.

Если в более поздних интерпретациях сказок высокий столб стал лишь частью жуткого образа Баюна, то изначально всё могло быть совсем не так. Известно, что подобные конструкции наши предки устанавливали в честь богов. Быть может, Кот-Баюн некогда был божеством? Или же являлся посредником между миром людей и богов? Ответить на эти вопросы нельзя, но и сам Кот-Баюн совсем не прост.

В большинстве сказок Кот-Баюн выступает в роли существа, которое необходимо изловить. Конечно, такая задача по плечу далеко не каждому, и часто подобный приказ получает тот, кого хочет сгубить царь-самодур.

Мало кто из героев решается подойти к Баюну, который способен мигом околдовать человека. Сия на своём столбе, он заранее замечает приближение незваного гостя. Кот-Баюн способен оглушить своим громогласным голосом или же мгновенно погрузить путника в сон, мурлыча так, что содрогаются даже деревья.

Встречи героев с Баюном

Однако Баюна нельзя назвать всесильным. В историях об Иване-царевиче есть эпизод с этим котом. Герой сумел изловить его, предварительно надев железную шапку и железные рукавицы. Доставив Кота-Баюна в царский дворец, Иван-царевич превратил смертельно опасного зверя в мудрого помощника.

Упоминается, что, поселившись во дворце, Баюн стал исцелять старого царя от головной боли, рассказывает ему сказки и всевозможные истории. И здесь невольно вспоминаются строки великого А.С.Пушкина о коте учёном: “Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит”. Ведь это как раз упоминание о Баюне.

В сказке “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что” также есть эпизод с участием Кота-Баюна. Оказавшись в тридесятом царстве, Андрей-стрелок ощутил слабость и сонливость. С трудом дошёл он до высокого столба, на котором увидел волшебного кота.

На Андрее было надето целых три колпака, однако это не остановило Баюна. Зверь прыгнул на плечи человеку и принялся разбивать железные колпаки своими могучими лапами. Вовремя спохватился засыпающий стрелок, схватил он железный прут и принялся бить Баюна.

Да только железо быстро сломалось от ударов об огромную спину животного. Тогда Андрей-стрелок достал медный прут, но и его постигла та же участь. На помощь пришёл более гибкий, оловянный прут. Он гнулся, но не ломался. Наконец взмолился Кот-Баюн пощадить его. По требованию своего победителя зверь пошёл с ним и стал верным помощником.

Что примечательно, подобные “адские” коты встречаются и в других мифологиях. Например, исландцы верили в существование Йольского кота, что жил в горах вместе со своей хозяйкой – великаншей-людоедкой. Правда, исландский вариант сказочного кота не столь ярок, как славянский. Он показан зверем, наделённым особыми способностями, но не личностью, как жуткий и великолепный Кот-Баюн.

Одолеть Кота-Баюна удавалось немногим

Кот-Баюн воплощает в себе древние образы, что появились у наших далёких предков. Хищный характер кошек, их непредсказуемость и сила всегда вызывали восхищение. Во все времена они считались магическими животными. В то же время недаром во многих колыбельных упоминается о “котике-коточке”, что мог прийти и убаюкать малыша, подарив ребёнку такой необходимый сон.

Источник

Кот Баюн

Жил да был большой котище, назывался Кот Баюн —

Кто-то рыщет, кто-то свищет, кто-то честный, кто-то врун,

Ну а он — то враг, то лекарь, то рассказчик, то певец,

То угроза человеку, то почти второй отец.

Кот Баюн, знакомый всем с детства сказочный персонаж, но кем же он был на самом деле? «Идет на лево – песнь заводит, на право – сказку говорит…» — А.С. Пушкин, заимствовал образ ученого кота, из Славянской мифологии, в которой он упоминается вскользь, находится на вторых ролях. И вполне закономерно то, что со временем, его образ несколько исказился, приобрел новые, несвойственные ему черты. Найти его истинный облик, задача не совсем уж и легкая.

Начать стоит, с отношений Славянских народов, к кошачьему племени. С которым у них было связано множество примет, поговорок, пословиц:

— «На мышку – и кошка зверь»;

— «Кот свернулся клубком – к морозу, спит пузом вверх – к теплой погоде, умывается в сторону входной двери – жди гостей»;

— «Жалеть молока – не видать кота»;

— «Кошка лапка мягка – до коготок востер»;

Читайте также:  Сколько живут простые коты в домашних условиях

— «Кошка да баба – завсегда в избе, мужик да собака – завсегда во дворе»

Издревле, у всех народов, кошка была спутницей колдунов, чародеев. Мифы приписывают их светящимся в темноте глазам, волшебную силу, а если кошка трехцветная – то она приносит счастье в дом.

Своим появлением на этом свете, кошачье племя, обязано могучему Велесу, который во время своих странствий по Мидгард-земле, остановился переночевать в поле, в стоге сена. В его котомке, вместе с другой нехитрой снедью, был и хлеб. Проснувшись утром, многомудрый бог увидел, что весь его хлеб, сгрызли полевые мыши, а ему оставили одни лишь только крошки. Осерчал тут Велес, и швырнул в мышей свою рукавицу, которая и превратилась в кошку. С тех самых пор и начался кошачий род.

Кот Баюн, обладал волшебным голосом и большими размерами. Он заговаривал проходящих мимо путников сказками и песнями. Его волшебный голос разносился за много верст. А как начинает мурчать, так человека волшебный сон сразу одолевает. Спящий не мог отличить, где явь а где сон, а в это время кот его съедал.

Но есть у кота и другая ипостась, если у кого-то получится подчинить его себе, то его сказы и песни приобретают целебные свойства для слушателя.

В сказе «Пойди туда, не зная куда», автор пишет про Андрея-стрельца, которого во время странствий по тридевятому царству, начала одолевать сон. Тогда надел он на голову три железных колпака, руку – закинул за руку, ногу –а ногой волочил, через силу удержался от того, чтобы не заснуть. Вдруг очутился он возле волшебного столба, на котором сидел Кот Баюн. Кот Баюн тоже заприметил странника, заворчал, зашипел и прыгнул ему на голову.

Первый колпак разорвал, второй колпак – погрыз, и принялся уже было за третий, на Андрей ухватил кота железными клещами, прижал к земле и давай почивать его прутьями. Сначала железным прутом – поломал, потом медным прутом – поломал, оловянным – а тот не ломается, вокруг кота обвивается. Баюн вырывается, сказы сказывает, пытается Андрея усыпить, но стрелец его не слушает. Стало тут коту не в моготу, взмолился он, все что хочешь для тебя сделаю, только отпусти меня. Пойдешь ли ты со мною куда я захочу? Получив утвердительный ответ Андрей перестал бить кота и, они вместе тронулись в путь.

По сказу можно судить о том, что Баюн обладал дюжей силой, но при этом не большими размерами, раз спокойно уместился у Андрея на голове.

Само слово Баюн – означает рассказчик, краснобай, производное от глагола баять, то есть говорить. Обитал кот в тридевятом царстве, на железном столбе в дремучем лесу.

В некоторых сказках, Баюн выступает в роли подельника Бабы-Яги , живет вместе с ней в избушке на курьих ножках и помогает творить ей разные злодейства, а в других – главные герои получали задание, найти и изловить волшебного кота, как правило с той целью, что во время его выполнения они погибнут.

История котов в Славянской мифологии, насчитывает не менее пяти тысяч лет, а это гораздо старше, чем история древнеегипетской культуры, и порой понять, кто в тандеме кошка-человек главный, не представляется возможным, ведь их отношения работают в обе стороны.

Слава Богам и Предкам Наша!

Всем солнца и добра! Понравилась статья? Ставь любо и подписывайся на наш канал.

Источник

Краткая биография кота Баюна — самого неоднозначного сказочного героя (5 фото)

Из-за способности говорить мифического зверя и называли Баюн, от слова «баить» — болтать, разговаривать. Именно отсюда и пошло всем известное слово «убаюкивать» — усыплять, лишать бдительности. Несмотря на опасность, встречи с котом искали специально, ведь он мог излечить от хворей и даже подарить своим мурлыканьем вечную жизнь.

Поэтому кот Баюн был желанной добычей для царей, колдунов и ведьм, которые, чтобы не рисковать, отправляли на его поиски других. Зверь со стальными когтями и клыками издалека видел гостя и заводил свои разговоры за целую версту, поэтому застать его врасплох было нельзя.

Идет Иван Дурак по лесу за клубочком, выкатился клубочек к дому Бабы-Яги. Вышла Баба-Яга к Ивану, спрашивает, чего ему надо.

— Да вот, бабушка, пришел к тебе за мечем булатным.

— Ладно, будет тебе меч, только есть одно условие.

— Бабушка, -говорит Иван — я на все согласный.

— Есть у меня дочка, страшная как атомная война, вот ежели ты ею не побрезгуешь, и она ночкой довольной останется, будет тебе меч. А нет, так съем тебя!

Прибралась Баба Яга, постель перестелила, и улетела в ступе по своим делам. Прилетает на утро, батюшки! Избушка на боку лежит, окна-двери выбиты, печь разломана, дочка без памяти, а на столе здоровенный [мат] лежит.

Читайте также:  Как не перекармливать кота

Вот привела Баба Яга дочку в чувства и спрашивает о причине разгрома.

— Ой, матушка, ты только улетела, а Иван весь самогон попил, достал свою елду здоровенную, и давай за мной гоняться по дому. Насилу от него спряталась. А он елдой печь разворатил, окна выбил, дверь выбил и в лес убежал.

— Да ужжж. — говорит Баба Яга, и показывает на стол, — А это что?

— Ой, матушка! Так это же кот Баюн! Смотрел он, смотрел на это садом, да и [мат] !

Источник

Кот-баюн

Кот-баюн

Страна происхождения мифа

Уровень агрессии к человеку

Влияние

Дополнительная информация

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет словить Кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.

Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.Обитает Кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок он проживал у Бабы-Яги.

История создания

Избушка на курьих ножках

В сказке, повествующей о Василисе Прекрасной, упоминается, что кот Баюн – житель избушки на курьих ножках, хозяйкой которой была Баба-Яга.

Описание этого сказочного героя редко встречается в былинах и фольклоре. Современные источники архаичных сказаний и былин – сборники народных сказок, составленные Афанасьевым, и сочинения Толстого. Писатели, не преуменьшая значение персонажа, рассказывали о нем на страницах произведений, доказывая, что в образе героя заключена мудрость веков.

Образ и характер

Сказки дают точную характеристику фантастического животного. Кот, сидящий на столбе, располагает недюжинной силой. Например, легко ломает металлический колпак. А в руки взять его можно, используя стальные клещи. Зверь обладает высоким интеллектом и способен выстраивать длинные диалоги. При этом его размеры описываются специфичным образом. Порода животного остается неизвестной, но авторы отмечают, что кот огромен, сравнивая его с лошадью. Кроме того, животное – людоед.

Легко предположить, что сказатели сравнивали кота Баюна с тигром или львом. Хищники крупны в размерах и запросто расправляются с человеком, нападают из укрытия, вцепляясь в тело жертвы когтями и зубами. Оппонентами Баюна в сказках выступают Иван-царевич или Андрей-стрелок. В легендах об этих мужчинах упоминается, что они переносили животное в клетке, а значит, его габариты серьезно преувеличивались.

Несмотря на описываемую кровожадность зверя, он мудр, порядочен и рассудителен. Образ кота, часто используемый в фольклоре разных стран, символичен. Это животное никогда не подчинялось человеку. Храбрые воины, способные усмирить таинственное существо, – это аллюзия на желание людей приручить независимого зверя и заставить выполнять чужую волю.

В славянской мифологии

Легенда о Баюне старше самой Руси.

Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из их толкования, кот Баюн является своеобразным проводником между миром живых и миром мертвых.

Столб, на котором сидит животное, в сказке Пушкина заменен дубом, обвязанным золотой цепью. Кот ходит по цепи и рассказывает сказки. Дерево, которое он избрал, ассоциируется с Мировым Древом, растущим на Северном полюсе, в Гиперборее. Голос Баюна громок и мелодичен, поэтому усыпляющие рассказы слышно отчетливо и на далеком расстоянии.

Логично было бы предположить, что герой – лесной житель. Тогда он – предок известных хищников: рыси или сибирского дикого кота. Зоологические источники подтверждают, что подобные животные не были редкостью на Урале или в Сибири во времена, когда эти земли населяли наши предки, арии. Речь идет о времени за 5-7 тысяч лет до появления русичей. История мифического персонажа удивительно длинна, не хуже популярных легенд египетской мифологии.

Кот способен на мирное взаимодействие с людьми, потому что в некоторых сказках его приглашают убаюкивать маленьких детей. Житель потустороннего мира откликается на призыв, заговаривая и усыпляя. Если сказитель видит в собеседнике жертву, то очаровывает ее голосом и съедает. Колдун-людоед способен магическим образом исцелять оппонента, если тот противостоит заговорам. В некоторых сказках описывается, что кот Баюн, покоренный храбрыми воинами, остается на службе царя.

Имя Баюн созвучно и с названием Гамаюн – это имя вещей птицы, знающей о прошлом.

Источник

Кот портал