Что такое коты в рассказе толстого

Толстой Лев рассказ «Котёнок»

Читательский дневник по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Автор: Толстой Лев Николаевич

Число страниц: 2

Главные герои: Вася, Катя.

Второстепенные герои: охотник.

Характеристика главных героев:

Вася — отважный мальчик. Быстрый и шустрый.

Спас котёнка, прикрыв его собой.

Катя — заботливая девочка, но трусливая.

Эмоциональная. Всё принимает близко к сердцу.

Характеристика второстепенных героев:

Охотник — просто проезжал мимо.

Краткое содержание рассказа «Котёнок»

Жила у Васи и у Кати кошечка, которая однажды исчезла.

Спустя время на амбаре нашли кошку и пятерых котят.

Четырёх котят раздали, а одного дети забрали себе.

Брат с сестрой полюбили котика и много с ним играли.

Однажды они взяли котёнка на дорогу и увлёкшись забыли про него.

Вдруг дети увидели двух собак, которые мчались к котёнку.

Катя с криком побежала прочь, Вася же бросился к котёнку и заслонил его.

Хозяин собак успел их отогнать.

Котёнок был спасён и Вася не пострадал.

План рассказа:

  1. Пропажа.
  2. Кошка найдена.
  3. Пять котят.
  4. Прогулка с котёнком.
  5. Нападение собак.
  6. Спасение котёнка.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль произведения «Котёнок»

Главная мысль рассказа в том, что настоящий герой не думает о себе.

Основная идея рассказа в том, что человек должен нести ответственность за домашних питомцев.

Чему учит рассказ

Учит мужеству и смелости.

Учит спешить на помощь слабым

Учит забывать о себе ради тех, кто тебе дорог.

Краткий отзыв по рассказу «Котёнок» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что героя от труса отличает то, что он никогда не думает о себе.

Герой прежде всего бросается на помощь другому человеку или животному.

А трус пытается прежде всего спастись сам.

Это интересный и добрый рассказ.

Автору удалось показать, как обычный мальчик может стать настоящим героем, если забудет о своей безопасности, а бросится спасать беззащитное существо.

Мне очень понравился поступок Васи и сам мальчик.

Видно, что он добрый и смелый.

На такого человека всегда можно положиться.

Ему можно доверять.

Он не подведёт в трудную минуту.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что у любого человека есть выбор.

Убежать от опасности или противостоять ей.

Но только тот, кто борется с опасностью, может считаться героем.

Пословицы к рассказу

  • Сам погибай, а товарища выручай
  • Мы ответственны за тех, кого приручили.
  • Дорога помощь вовремя.
  • Верёвка крепка повивкой, а человек помощью.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Амбар — строение возле деревенского дома.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Какая главная мысль басни «Кот и мыши»?

Мораль басни Толстого «Кот и мыши»?

Басня Толстого «Кот и мыши», какая главная мысль?

В чем смысл басни «Кот и мыши»?

Чему учит басня, сказка Толстого «Кот и мыши»?

Басня Л.Н.Толстого «Кот и мыши» рассказывает нам о хитром коте, который захотел изловить всех мышей в одном доме. Мыши же решили спастись от него там, где кот их не достанет — под потолком. Тогда кот для достижения цели идет на хитрость: прикидывается мертвым. Но мыши ему не верят:

Эта басня учит нас тому, что нужно уметь распознавать хитрость и коварство врагов и не попадать в ловушку и западню. Враг может попробовать обмануть вас разными методами, но нужно не забывать что это враг и его цель не меняется.

Так мыши в басне разгадали замысел кота и благодаря этому остались живы. Если бы хитрость удалась, кот съел бы нерадивых мышей.

В этой басне Льва Толстого описывается нехитрая история о том, как мыши не поддались на уловку кота, который завис под потолком и притворился мёртвым, чтобы их выманить.

Читайте также:  Как кот наплакал в литературе

Но мыши эту хитрость не поддались и перестали сходить с потолка.

Возможно, главная мысль этой басни заключается в том, что угроза жизни, учит осторожности, изворотливости и изобретательности. Стимул мышей оказался сильнее, чем стимул кота.

Эта басня очень коротенькая, но и в ней Толстой смог донести до читателя главную мысль, которая заключается в том, что не стоит верить своим глазам, если умом понимаешь, что это обман. Так мыши и говорят, что кот хоть кем бы не притворялся, хоть мешком, все равно они не подойдут к нему, чтобы не быть сьеденными. Так же басня учит осторожности и тому, что жизнь нужно беречь. Ну а кот, конечно, пытался поймать мышь, но ему это не удалось, потому что они оказались изворотливее и хитрее и перестали сходить с потолка.

Главная мысли этой немудреной басни Льва Толстого в том, что даже глупые мыши своим коллективным мышлением могут обдурить такого изощренного хищника, как кошка и не поддаться на его уловки и хитрость. В любом случае надо верить в себя, как мыши и не спускаться с потолка.

Небольшая басня Льва Толстого «Кот и мыши» учит нас тому, что нам не следует доверять своему врагу и поддаваться на его уловки. В ней описываются безрезультатные ухищрения кота, притворившегося мертвым, чтобы таким образом усыпить бдительность мышей. Однако мыши поступили в этой ситуации очень мудро спрятавшись на потолке и кот-хитрец остался ни с чем.

Подобно мышам из басни мы также должны быть рассудительными, а также достаточно осторожными и тогда никакая опасность, исходящая от злоумышленников нам не страшна.

Басня, конечно, весьма неоднозначна, как и поведение самого Ворона, бросающего в море на верную смерть своих птенцов по причине того, что не поверил их ответам на вопрос, будут ли они заботиться о нем, когда вырастут.

А перенес он на другой берег только вороненка, который ответил, что когда вырастет будет заботиться не о старом вороне, а о своих птенцах.

Мораль басни заключается в том, что родители не должны заботиться о своих детях только ради того, чтобы те были рядом с ними в старости.

Главная цель родительской заботы — воспитание взрослой зрелой личности, которая сможет создать собственную семью и заботиться о своих детях.

Есть фраза, что долги перед своими родителями человек отдает своим детям. Вот об этом и написано в басне Толстого.

В басне «Листы и корни» И.А. Крылов в аллегорической форме рассуждает над вопросом, что важнее для процветания государства: правители (листы) или простой народ (корни)?

Похожую ситуацию разбирает предшественник Крылова М.Н. Муравьев в басне «Верхушка и Корень». По сюжету, Корень, раздосадованный своей несчастной долей, перестал кормить Верхушку. В результате дерево погибло. Вывод однозначен: для общества полезна, прежде всего, Верхушка (правительство), а взбунтовавшийся Корень лишь подрывает прочность государства.

Крылов, с одной стороны, соглашается с Муравьевым в том, что у каждого сословия свое предназначение и что государственная власть должна быть в руках дворян (Листов). Поэтому автор и не осуждает их величие и красоту. Не возражает против этого и народ (Корни: «Красуйтесь в добрый час!»), но ему не нравятся надменность и хвастовство власть предержащих – качества, которые мешают по достоинству оценить тяжелый труд простых людей.

Таким образом, по мысли Крылова, в развитии государства важную роль играют не только высшие, но и низшие социальные слои, также как рост дерева зависит от корней, которые, «роясь в темноте», питают находящихся над ними.

Полковник в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» не был двуличным человеком. Он всегда поступает искренно. Он очень любит свою дочку, нежен с ней. Он восхищается ее молодостью, красотой. Не хочет прерывать ее развлечение, оставляя ее на балу. Когда самому ему нужно было уехать по службе. Он общителен, хорошо себя чувствует в обществе людей, куда пришел на бал. Ему приятно вспомнить молодость и станцевать с дочкой. Т.е. на балу он искренен, расслаблен, счастлив.

В сцене наказания солдата он тоже поступает так, как подсказывает ему его сердце, усердие, привычки. Он привык все делать по правилам, не задумываясь о справедливости этих правил. Раз положено солдата избить до смерти за побег, значит, надо так сделать. Жалости к солдату он не испытывает. Он искренен и в данной ситуации.

Читайте также:  Если кот ведет себя как собака

Полковник в рассказе Толстого не был двуличным человеком. Он скорее был равнодушным к чужому горю, черствым сердцем. Поэтому рассказчик и не смог жениться на его дочери и пойти на воинскую службу.

Знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года Москве. Его отец был офицером драгунского полка. Однако вскоре он вышел в отставку и получил место чиновника в магистрате в Твери. Семья жила бедно, родители периодически ездили в Петербург хлопотать о пенсии.

В Твери прошли детские годы писателя. И.А. Крылов учился весьма посредственно, но увлекался чтением. Писать начал в 15-летнем возрасте. Причем, начинал с очень масштабных произведений — трагедий и оперных либретто.

Свои первые басни Крылов написал уже в зрелом возрасте, ему к тому времени исполнилось 36 лет. Это был перевод с французского двух басен Лафонтена. С тех пор началась его карьера баснописца, которую он совмещал с написанием театральных пьес.

А в современной Твери, между улицами Советская и Бебеля, находится сквер Крылова, где установлен памятник баснописцу.

Басня И.А. Крылова «Листы и корни» построена на основе приема антитезы. Противопоставляются листы и корни, с помощью которых автор аллегорически изображает два противоположных социальных слоя: дворян и простой народ. Первые составляют цвет общества, воплощают ум, красоту. Они рождены, чтобы властвовать, быть лицом государства. Они красивы, пышны, величавы и вместе с тем надменны, хвастливы:

Корни (простой люд), «роясь в темноте», конечно, не имеют ничего общего с таким великолепием. Но их ценность в другом. Это та невидимая сила, которая питает Листья, создает эту красоту, жизненно важна для нее.

Источник

Анализ рассказа «Котёнок» Льва Толстого

Автор: Guru · Опубликовано 12.12.2020 · Обновлено 16.12.2020

Лев Толстой, легендарный российский писатель, а также философ. Свету были представлены множество его произведений, которые стали известны всему миру. Кроме крупных тем писатель занимался написанием небольших детских рассказов. Толстой писал их для ребятишек, чтобы они росли добрыми, отзывчивыми и приходили на помощь окружающим людям. Литературный сайт полностью проанализировал популярный детский рассказ «Котенок» Льва Николаевича. Можно ознакомиться с историей , жанрами и направлениями и самое главное, основной мыслью рассказа.

Как повесть вышла в свет

Лев Толстой еще в 1859 году открыл школьные учреждения для ребятишек в деревне с названием Ясная Поляна и других ближайших местах. Цель писателя была в создании собственной учебной системы, которую он хотел пропагандировать в открывающихся учебных заведениях. Он урезал уже имеющиеся школьные программы и сменил педагогический подход. Толстой издал свой первый журнал в 1862 г. Выходил журнал в свет примерно около года. В нем было целых два выпуска номеров. Они получили название « О школе» и « Детские книжки». В объявлениях Лев Николаевич подробно описал, о чем будет идти речь в его журналах. Он считал, что наука несет огромное преимущество и почему важно знать азбуку с детства. Чуть позднее им были созданы две книги – « Азбука», «Новая Азбука». Они содержали множество басен и поучительных сказок, написанные самим автором.
«Котенок» нашел свое начало в 1875 году. Он входил в « Новую азбуку», которую потом переиздали и стали рекомендовать для изучения школьной программы по чтению.

Жанр рассказа

Этот рассказ предназначен для детей. Он нравоучителен, прост и доступен каждому ребенку. Толстой создавал рассказ на основе реализма с целью разработки собственной концепции по духовности. С помощью «Котенка» он хотел, чтобы людям было проще понять дар, который несет в себе литература.

В рассказе речь идет о крошечном беззащитном создании, которое нуждается в заботе и внимании. На этом писатель делает акцент. Смысл названия в том, что именно котенок стал причиной появления этой истории.

Тем более это название действует на ребенка притягательным образом, ему захочется открыть рассказ и прочитать его весь.

Композиция

Она носит линейный характер, в сюжете нет моментов возвращения в прошлую жизнь. Рассказ плавно идет от одного фрагмента в другой. Разделяется он на несколько частей.

В первой части будет повествование о главных героях, о их дружбе, как они нашли котенка. Идет рассказ о том, как они играли с ним и заботились о нем. Во второй части котенка ожидает опасность, чуть позже становится понятно, кто по настоящему готов помочь котенку и пойдет ради него на риск. Третья часть расскажет о благополучном исходе событий. Котенок будет спасен. И в заключении ребята собираются и обдумывают, какие действия предпринять на будущее, чтобы котенок смог избежать опасности.

Читайте также:  Как не перекармливать кота

Суть истории

Брат и сестра, Вася и Катя — главные герои. У них когда-то жила кошка, но потом она исчезла. Расстроенные дети долго занимались поисками кошки, но так и не смогли ее отыскать. Один раз, играя у старого амбара, они услышали мяуканье. Вася залез на крышу старого здания и увидел там кошку с пятью маленькими котятами. Они решили оставить себе одно из котят с белыми лапами. Остальных отдали соседям, а дети стали играть с котенком и заботится о нем. Однажды чуть не произошел роковой случай. Дети взяли котенка погулять и стали рвать траву, совсем забыв о нем. Вдруг они услышали крик, собачий лай и увидели охотника с собаками. Псы бежали на котенка, они хотели разорвать его, а тот даже не пытался от них сбежать. В итоге Катя испугалась и убежала, а Вася смело полез наперерез собакам и спас котенка от гибели. После этой опасной истории ребята решили всегда следить за котенком и больше никогда не оставляли его одного.

Главные герои рассказа это брат и сестра. Про Васю можно сказать, что он отважный мальчик, который готов был рискнуть собственной жизнью во имя спасения котенка. Он закрыл его собственным телом, не боясь, что острые зубы собак могут разорвать его в клочья.
Катя внимательна и заботлива по отношению к маленькому питомцу, но трусость ее подвела. В самый ответственный момент, когда ее любимому котенку угрожала жизнь, она просто сбежала.

Так же в повести есть и другие герои. Это охотник и мать детей.

Тематика

Разберем весь рассказ, учитывая важные моменты.

  • В рассказе описано взаимоотношение людей и домашнего животного. Основная мысль рассказа — гуманное отношение к слабому существу, которое нуждается в поддержке. Толстой показывает насколько трогательной и верной возможна дружба между питомцем и детьми. Он хорошо описал их сплоченную жизнь, показал любовь и заботу детей к котенку.
  • Одной из важных тем, которых затронул автор, это, конечно же, мужество. Читая рассказ, мы сталкиваемся с разным отношением к маленькому питомцу. Дети среагировали по-разному, услышав крики охотника. Вася побежал спасать любимого котенка, а Катя же напротив испугалась и убежала. Девочка дала слабину и не смогла побороть трусость, мальчик же напротив показал чудеса отваги. Это говорит о многом, значит, в будущей жизни он вырастет отважным и будет всегда готов защитить свою семью.

О проблемах

В рассказе показана проблема нравственного характера, о воспитании детей. Такие важные черты, как милосердие и отзывчивость к другим, это важнейшая черта человеческого характера. С юности важно прививать детям хорошие манеры, чтобы ребенок вырос ответственным, добрым и мужественным человеком. В рассказе родителям мальчика удалось привить эти важные черты, а маленькой героине только придется этому научиться.

Основная мысль

Толстой с помощью детского рассказа полностью показал читателям, что дети должны с раннего детства взаимодействовать с животными, защищать, ухаживать и проявлять к ним доброту. А самое главное научится не бояться опасности и всегда прийти на выручку к маленькому другу. Лев Толстой так же на примере пушистого героя пытался донести о необходимости оказывать помощь всем близким людям. Это и есть смысл рассказа.

Чему научил рассказ

С раннего детства дети должны быть гуманные по отношению к животным. В рассказе ребятишки проявили настоящую заботу о братьях меньших. Катя сбегала за молоком для маленьких котят, а мальчик повел себя, как настоящий герой, бросившись на защиту своему другу. Учитесь жертвовать чем-то ради родных. Это и есть мораль.

Особенности

«Котенок» написан доступным языком, потому что предназначен для чтения детям. Толстой не акцентирует свое внимание на описании внешности детей, для него важна их глубинная суть. Текст написан легко, чтобы ребенок смог быстро усвоить тему рассказа и понять ее основную мысль.

В повести практически отсутствуют диалоги, сюжет состоит из действий. Описание событий происходит честно, живо и правдоподобно. В рассказе хорошо описаны поступки главных героев. Автор проигнорировал стилистическую суть, потому что главная цель не приукрашивание текста, а его внутренняя сущность.

Так же в повести Толстой использовал тропы для придания выразительности. Например, котята пищали «тоненькими голосами» или такое олицетворение, как «шевеление ветра» соломой.

Источник

Кот портал